Торт "Трухлявый пень"

 
Да, это свершилось! Торт "Трухлявый пень," который уже давно ждут многие читатели (а больше всех мой папа) наконец в блоге! Правда, публикую рецепт в последний момент перед Новым годом, поскольку пекла его именно к этому празднику, но, надеюсь, он пригодится к православному Рождеству, 8-ому марта и другим грядущим "особым случаям." Торты я пеку предельно редко, поскольку я по призванию вообще-то не кондитер (я все больше по мясу, вот утка, индейка, курицабаранья нога, запеченная свинина - это ко мне), но этот торт находится в моем кулинарном репертуаре уже 24 года (господи ты боже мой, какая я старая!) и еще ни разу меня не подводил.
Сегодня, быть может, "Пень" покажется многим читателям обыкновенным: мы избалованы обилием хороших продуктов, интернетом, заграничными путешествиями. Вокруг множество кафе, в которых можно попробовать всяческие "заморские десерты", да и дома кулинары теперь массово выпекают штруделя, чизкейки и прочие там тирамисы. Но давайте перенесемся в далекий 1987 год (я знаю, многие читатели в то время еще и не родились!) Маленький поселочек в Амурской области на БАМе. Нет ни водопровода, ни канализации, дом отапливается дровяной печкой, свет часто отключают, зимой температура -40 С. Из хлебобулочных изделий наличествуют "хлеб солдатский черный," "хлеб солдатский белый," (кстати, ужасно вкусные, из маленькой "местной пекарни"), печенье "Юбилейное" в пачках и вафли "Южные." Естественно, на этом фоне любой домашний кекс или коржик воспринимался по меньшей мере как пятиярусный муссовый торт с кумкватами работы Джейми Оливера. Тогда-то я и начала печь, и, когда мне было лет 12, освоила этот тортик, который долгие годы ели и нахваливали все родственники, друзья и одноклассники (а позже однокурсники.) "Трухлявый пень" - любимый торт моего папы, а мама моя не очень любит печь, так что я решила порадовать отца на Новый год.
"Трухлявым пнем" торт назван потому, что в нем много тонких коржей, они коричневые и не очень ровные, а прослойка белая, и на срезе торт немного напоминает спиленный ствол дерева. Делать "Пень" не то чтобы трудно, но довольно долго, так что лучше выделить на его приготовление часа два с половиной.
Ингредиенты (на 1 торт из 8 коржей диаметром 25 см и высотой 6 см):
Для теста:
50 г сливочного масла
2 ст.л. меда
2 ст.л. водки
1 стакан сахара
2 яйца
1/2 ч.л. соды
2 ст.л. какао-порошка без сахара
2 стакана муки (плюс еще примерно 1 стакан муки для раскатки)
[В условиях американской действительности лучше взять половину обычной муки (all-purpose flour) и половину специальной муки для тортов (cake flour). Из одной обычной муки коржи могут получиться твердоватыми.]
Для крема:
0,5 л молока
3 ст.л. манной крупы
2 ст.л. сахара
300 г размягченного сливочного масла
1 стакан сахарной пудры (на фото нет)
Для глазури:
50 г размягченного сливочного масла
3 ст.л. молока
4 ст.л. какао-порошка без сахара
1/2 стакана сахара
Лучше всего начать с приготовления "каши" для крема. В средних размеров кастрюле доводим до кипения молоко. Уменьшаем огонь до маленького.
Смешиваем манку и сахар.
Тонкой струйкой всыпаем манку с сахаром в кипящее молоко, интенсивно размешивая венчиком, чтобы не было комков.
Варим на маленьком огне до загустения, минуты две. Охлаждаем кашу (хорошо для этой цели ее зимой выставить на балкон :))
Пока охлаждается каша, делаем тесто. Тесто в этом рецепте готовится на паровой бане.
Подбираем подходящие друг к другу по размеру кастрюлю и миску. Миска должна висеть на краях кастрюли, а ее дно не должно соприкасаться с налитой в кастрюлей водой.
Наливаем в кастрюлю воды сантиметров на пять, устанавливаем сверху миску, ставим на огонь и доводим воду до кипения. Уменьшаем огонь до средне-маленького.
В миску кладем масло. Когда оно растопится, добавляем сахар, мед, водку и перемешиваем венчиком.
По одному вбиваем яйца, интенсивно перемешивая после каждого.
Добавляем соду, перемешиваем.
Накрываем крышкой и оставляем на бане на 15 минут.
Снимаем миску с огня. Смесь должна на этом этапе быть воздушной и пенной.
Добавляем какао и муку, перемешиваем. Охлаждаем до комнатной температуры.
Пока охлаждается тесто, готовим глазурь. Все ингредиенты для глазури смешиваем в маленьком ковшике.
Ставим на огонь и, постоянно помешивая венчиком, доводим до кипения, но не кипятим.
Снимаем с огня и на время оставляем.
Приступаем к раскатке теста. Это самый муторный этап. Тесто получается довольно липкое, и раскатывать его с непривычки бывает трудно. Несколько советов по раскатыванию:

  • рабочая поверхность стола должна быть абсолютно сухой
  • скалку, стол, руки и заготовки коржей нужно слегка присыпать мукой
  • в процессе раскатывания каждый корж следует несколько раз переворачивать, каждый раз равномерно распределяя муку рукой по поверхности коржа

Итак, раскатываем шарик теста в лепешку толщиной 2-3 мм и диаметром чуть больше предполагаемого диаметра торта.
Накрываем тарелкой или другим шаблоном.
Обрезаем лишнее.
Последние 1-2 коржа формируем из обрезков теста.
Аккуратно переносим корж на слегка присыпанный мукой противень. При переносе можно использовать большую широкую лопатку.
Печем в разогретой до 175 С духовке по 5-8 минут на каждый корж. Можно ставить в духовку по два коржа одновременно. 
Снимаем коржи на ровную поверхность и даем остыть. На данном этапе коржи должны быть твердыми, хрупкими и хрустящими. Стряхиваем с коржей лишнюю муку.
Возвращаемся к приготовлению крема. Размягченное сливочное масло взбиваем миксером на средне-высокой скорости, постепенно добавляя сахарную пудру.

Постепенно добавляем охлажденную манную кашу, не прекращая взбивать. Крем получается густой, однородный и "пышный."
Формируем торт. На блюдо кладем корж, намазываем его кремом, сверху кладем следующий корж, слегка прижимаем к первому, намазываем кремом, и так далее.
Последний корж кремом не намазываем.
Заливаем верх и бока торта глазурью. Бока могут быть обмазаны не полностью: так торт больше похож на пень. Часть глазури разольется по блюду, это нормально: трухлявый пень ведь стоит на болоте!
Накрываем блюдо с тортом крышкой и даем постоять ночь (или хотя бы несколько часов) при комнатной температуре. Коржи размякнут, пропитаются кремом, и торт немного осядет. Затем переставляем торт в холодильник или другое прохладное место еще на несколько часов. Есть его вкуснее охлажденным.
Нарезаем на куски и подаем.
Видите, на срезе немного похоже на пень? :)
Приятного аппетита!

Комментарии

  1. Бог ты мой! Рецепт торта "Трухлявый пень"! Глазам не верю! Рецепт достался мне от моей мамы, всю жизнь выпекаю его, на нем вырос мой сын, и всегда на вопрос: "Что испечь на день рождения?", неизменно отвечает - "Трухлявый пень". А делать коржи для торта действительно муторно, сложно их раскатывать. Я ради интереса искала рецепт на просторах инета, но, увы. И сейчас просто ради интереса забила вопрос в поисковике о любимом лакомстве, мне выдали Ваш рецепт. И, о чудо, это он! Только крем я делаю немного другой, без манки. Спасибо Вам большое за необыкновенную редкость, я бы сказала, раритет! Буду захаживать на Ваш блог!!!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Оставляйте, пожалуйста, комментарии! И подписывайте их своими именами и псевдонимами, чтобы я вас различала!

Популярное