Запеканка "кюкю" из баклажанов

Да-да, название этого блюда - именно "кюкю!" Ну как такое не приготовить? "Кюкю" (перс. کوکو‎, азер. kükü) - иранское и азербайджанское блюдо. Представляет собой оно запеканку из зелени, трав и/или овощей, слегка "скрепленных" яйцами. Очень популярен вариант "кюкю сабзи" с разными видами свежих трав и зеленых листовых овощей (зеленым луком, петрушкой, кинзой, укропом, шпинатом). Существуют также кюкю из картофеля, кабачков, фасоли и вот как раз из баклажанов. В отличие от омлета или фриттаты в кюкю довольно маленькая доля яиц по сравнению с остальными ингредиентами, то есть главное в блюде - именно овощи или зелень. Это отличное, сытное вегетарианское основное блюдо.
Интересно, что с этим блюдом мне долгое время почему-то не везло. Я присмотрела рецепт кюкю из баклажанов на любимом мной сайте "Оттоленги" уже года три с половиной назад. В то время у меня вообще был период увлечения рецептами Оттоленги, и я с упоением готовила блюда из его книг и с сайта его кафе, которое мне очень понравилось в Лондоне. Курица с фенхелемхлебный салат с овощами, маклюбе, салат из петрушки, тарт с козьим сыром и фигамифаршированные перцы - эти и еще многие другие блюда по рецептам Оттоленги с первого раза получились замечательно, и все они были очень яркими, насыщенными, с уникальными вкусовыми оттенками. А вот с кюкю я натерпелась, хотя и не по вине автора рецепта. Первый раз оказалось, что один из моих баклажанов полностью испортился внутри, пришлось уменьшить количество ингредиентов, и вместо толстенькой аппетитной запеканочки получился тощий невнятный блин. Во второй раз я поняла, что мне почему-то не очень нравятся в этом блюде шафран и барбарис, хотя вообще-то я их люблю. Шафран придает этой запеканке какой-то чрезмерно "медицинский" вкус, а барбарис мне показался слишком кислым.
Ну и вот, почти 4 года начатый проект поста о кюкю провисел полузабытым в блоге. Сегодня я приготовила эту запеканку в третий раз - из хороших баклажанов, в небольшой форме, без барбариса, с самым минимальным количеством шафрана. И наконец получилась милое, приятное, симпатичное на вид блюдо с душевным, спокойным вкусом. Так что теперь я с чистой совестью публикую этот рецепт. 
Ингредиенты:
два средних баклажана (в очищенном виде - примерно 500-600 г)
3 средние луковицы (примерно 400 г)
100 мл подсолнечного масла
5 яиц
3 ст.л. муки
30 г (примерно 1/4 стакана) хлебных крошек или простых белых панировочных сухарей
1 1/2 ч.л. разрыхлителя теста
4 зубочка чеснока
2 ст.л. сушеных ягод барбариса (я не использовала)
очень маленькая щепотка нитей шафрана
несколько веточек петрушки (в этот раз я про нее забыла)
соль и молотый черный перец по вкусу
Ягоды барбариса, если используем, заливаем кипятком и оставляем на полчаса (если они не слишком сухие, этого можно не делать).
Нити шафрана, если используем, также заливаем 2 ст.л. горячей воды и оставляем на полчаса.
Баклажаны чистим, нарезаем ломтиками толщиной примерно 1 см и разрезаем эти ломтики на полоски шириной также 1 см.
Кладем нарезанные баклажаны в дуршлаг, посыпаем 1 ст.л. соли и даем постоять полчаса. После этого промываем баклажаны холодной водой и хорошо обсушиваем бумажными полотенцами. [В исходном рецепте этого этапа не было, но я всегда так поступаю с баклажанами, поскольку, честно говоря, баклажаны у меня обычно самые простые, крупные, из американского супермаркета, в них довольно много влаги, и, возможно, есть горечь, так что я всегда использую эту фишку с солью.]
Лук режем тонкими полукольцами или четвертькольцами.
В сотейнике или на большой сковороде разогреваем на среднем огне подсолнечное масло. Готовим лук со щепоткой соли, часто помешивая, минут 7, до мягкости. (До золотистого цвета в этом рецепте лук обжаривать не нужно.)

Добавляем в сотейник баклажаны и готовим, часто помешивая, еще 10 минут. 
 Добавляем мелко нарубленный чеснок, перемешиваем и готовим секунд 30.
 Солим, перчим, перемешиваем и снимаем с огня.
Остужаем баклажаны до комнатной температуры.
Яйца смешиваем со щепоткой соли, мукой, хлебными крошками и разрыхлителем.
В яичную смесь добавляем остывшие баклажаны с луком, чеснок, мелко нарубленную петрушку, ягоды барбариса (без воды) и шафран вместе с водой (если используем.) Перчим по вкусу. Перемешиваем.
Небольшую форму для запекания (примерно 20 см в диаметре) смазываем подсолнечным маслом. Выкладываем в форму баклажановую смесь, разравниваем ее. Ставим в разогретую до 190C (375F) духовку на 25-35 минут.
Запеканка готова, когда нож из нее выходит сухим.
Вот, кстати, мой первый вариант с барбарисом и петрушкой:
Даем запеканке постоять минимум 10 минут и аккуратно вынимаем ее из формы.
Нарезаем на кусочки и подаем в качестве основного блюда на обед или на ужин.
Приятного аппетита!

Комментарии

Популярное